Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Софи Лорен отдали сыновний долг – Газета Коммерсантъ № 214 (6935) от 23.11.2020

На Netflix вышел фильм Эдоардо Понти «Вся жизнь впереди» — экранизация романа Ромена Гари, за который писатель получил свою вторую Гонкуровскую премию. Главную роль в картине сыграла Софи Лорен. По мнению Юлии Шагельман, фильм получился довольно старомодным, однако прямолинейная сентиментальность сюжета и постановки искупается блестящим актерским дуэтом, в котором юный Ибрахима Гейе ничуть не уступает легендарной актрисе.

Роман «Вся жизнь впереди» был опубликован в 1975 году под псевдонимом Эмиль Ажар — Ромен Гари выстроил вокруг него полноценную литературную мистификацию, на публике выдавая за «нового талантливого писателя» своего племянника, что и позволило ему стать единственным лауреатом Гонкуровской премии за всю ее историю, который получил эту награду дважды. Книга рассказывала о жизни парижского района Бельвиль, населенного проститутками, наркоторговцами и прочими людьми малопочтенных занятий, а повествование шло от лица десятилетнего арабского мальчика Мохаммеда по прозвищу Момо. Мать его умерла, а отец отдал его в приют мадам Розы — пожилой еврейки, бывшей проститутки, прошедшей нацистские концлагеря, которая теперь зарабатывает присмотром за детьми своих товарок. Несмотря на то что их отношения складываются отнюдь не гладко, в итоге именно Момо — последний, кто остается с угасающей мадам Розой до самого ее конца.

В 1977 году книга была экранизирована во Франции израильским режиссером Моше Мизрахи. Картина получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, а сыгравшая главную роль Симона Синьоре стала лучшей актрисой года на родине. Теперь в роли мадам Розы на экраны после шестилетнего (а если считать только полнометражные фильмы — десятилетнего) перерыва вернулась Софи Лорен. И это тот случай, когда режиссеру, имеющему в своем распоряжении такой актив, даже не надо прибегать к особым сюжетным и визуальным ухищрениям, достаточно поставить камеру и снимать это невероятное лицо, которое само все расскажет о жизни героини.

Действие картины Эдоардо Понти (сын Лорен, хотя наверняка такой же почтительный трепет перед ней испытывал бы и любой другой режиссер) и его соавторы-сценаристы Уго Кити и Фабио Натале перенесли из 1970-х в наши дни, из Парижа — в неназванный город на юге Италии (снимался фильм в Бари). Момо (Ибрахима Гейе) стал сенегальцем, сыном нелегальных иммигрантов. Как и в книге, он остался сиротой, и к мадам Розе его приводит назначенный государством опекун доктор Коэн (Ренато Карпентьери), решив, что именно она сумеет уберечь мальчишку от уже маячащей перед ним карьеры уличного преступника. Поначалу Момо сопротивляется неконвенциональным педагогическим методам мадам, но даже тем, кто не читал романа Гари, с первых кадров понятно, что в конце концов мальчик и старуха обретут друг в друге настоящую семью.

Несмотря на некоторые измененные детали, в целом история осталась прежней и, что самое печальное, выглядит в новых обстоятельствах вполне органично. Прошло 45 лет со времени действия романа, а старики по-прежнему умирают в одиночестве, а по улицам бегают беспризорные никому не нужные дети, причем «доброжелателям» стало еще легче привлечь их к торговле наркотой, снабдив мобильным телефоном. Благодаря переносу действия фильма в наши дни соседка и подруга мадам Розы Лола (Абриль Замора) смогла позволить себе операцию по перемене пола, но счастливей это ее тоже не сделало.

На более глубокие размышления авторы фильма не замахиваются. Важная для Гари и создателей картины 1977 года тема холокоста здесь отодвинута на самый дальний план, что и понятно, поскольку юным воспитанникам мадам Розы, даже еврейскому мальчику Йозефу (Иосиф Диего Пирву) ни номер на ее руке, ни слово «Аушвиц» вообще ни о чем не говорят. Вопросы религии тоже едва затронуты: мадам упорно готовит сопротивляющегося Йозефа к бар-мицве, а Момо пристраивает помогать в лавке набожному мусульманину синьору Хамилю (Бабак Карими), но ни для кого из персонажей их вера не является определяющей, и любви к ближнему Хамиль пытается научить мальчика с помощью «Отверженных» Гюго. Можно было бы провести параллель между страхами впадающей в деменцию старухи, тянущимися еще с военных времен, и тревогами нелегальных иммигрантов, тоже вынужденных прятаться от властей, но в фильме всем этим переживаниям будто бы толком не нашлось места.

Таким образом, картина остается очищенной практически от любых примесей сентиментальной историей взросления на фоне аккуратной социальной критики, состоящей в основном из общих мест. Эту историю целиком выносят на своих плечах актеры, прежде всего, конечно, Лорен и Гейе, для которого роль Момо — дебют в полнометражном кино. Его выразительность и непосредственность спасают даже самые неловкие сцены (например, те, где к нему приходит не слишком удачно нарисованная на компьютере воображаемая львица), а в другие добавляют нюансы, которые так усиленно постарались сгладить режиссер и сценаристы. Так что хочется надеяться, что у юного актера, как и у его героя, вся жизнь, в том числе и успешная профессиональная, впереди.

Источник: Коммерсант