Раздельно собирает мусор лишь каждый четвертый россиянин. Остальные сохраняют верность мусоропроводу, выбрасывая все отходы своей жизни в одно и то же ведро. Такие данные привела ППК «Российский экологический оператор». Зачастую проблема не в лени или нежелании разделять остатки пищи, бумагу, пластик и другие фракции — стране банально не хватает контейнеров для раздельного сбора твердых коммунальных отходов.
Фото: Татьяна Андреева/ РГТатьяна Андреева/ РГ
Получается, что для дальнейшего развития «мусорной реформы» стране необходимо еще минимум 327,8 тысяч контейнеров.
В министерстве обратили внимание, что сейчас законодательно определен приоритет создания и развития специализированного высокотехнологичного оборудования по обработке и утилизации отходов. Мусорные баки такого статуса лишены, ведь их могут производить любые предприятия по механической металлообработке.
Уровень вовлечения населения в раздельный сбор мусора, объявленный ППК РЭО, — 26% — вызвал сомнения у экологов. По данным руководителя Российского экологического общества Рашида Исмаилова, который ссылается на опрос середины 2020 года, раздельный сбор мусора уже тогда практиковали 27% россиян, а доступ к бакам с разделением на фракции был у 60% респондентов, среди которых почти половина констатировали недостаточную развитость подобной инфраструктуры.
«Если вы хотите оценить, как изменилась вовлеченность населения в сортировку отходов, надо собрать данные у переработчиков вторсырья — выросла у них загрузка или нет, это будет надежный показатель, а не считать число установленных контейнеров, — полагает президент центра «Устойчивое развитие» Наталья Розина. — Три года назад в Москве не было синих баков для вторсырья — теперь они есть у каждого дома. И по контейнерам получается поголовная вовлеченность. Но это же не значит, что все жители столицы стали сортировать свой мусор».
Максимально заинтересованы в получении вторсырья металлурги и производители бумажной продукции
Вторая важная сторона реформы отрасли обращения с отходами — их переработка. Из собранного раздельно должны быть произведены вторичные материальные ресурсы. И тут тоже есть свои сложности.
«Для полноценного перехода на раздельный сбор твердых коммунальных отходов необходимо создание инфраструктуры по обработке и утилизации отходов, — отметил генеральный директор ППК РЭО Денис Буцаев. — Сегодня 35 субъектов обладают производственными мощностями, которые позволяют обработать не менее 30% от общей массы образующихся отходов. Разработанные РЭО меры поддержки инвестпроектов позволят ускорить создание объектов обращения с отходами. Новые инвестиционные инструменты будут утверждены в 2021 году».
По оценке минпромторга, максимально заинтересованы в получении вторсырья металлурги и производители бумажной продукции. От них неоднократно поступали запросы о запрете экспорта лома черных и цветных металлов, а также макулатуры.
«Российские производители различной продукции готовы многократно нарастить объем использования вторичных ресурсов, — констатируют в министерстве. — Обеспечивать рентабельность производственной модели с использованием вторичного сырья возможно, например, за счет системы расширенной ответственности производителей. Так, производители и импортеры товаров и упаковки товаров обязаны обеспечить установленный норматив их утилизации или выплатить экологический сбор согласно установленным ставкам».
Именно принцип расширенной ответственности (как и собранный с производителей и экспортеров экологический сбор) должен стимулировать развитие мощностей по переработке отходов, уверены в минпромторге. А для того, чтобы обеспечить им загрузку, в стране должны появиться еще почти 330 тысяч мусорных баков для раздельного накопления отходов. И люди должны найти в себе силы использовать эту возможность для разделения отходов. Хотя бы потому, объясняют экологи, что каждый «мусоропроводный» сборный пакет, выброшенный в синий бак для перерабатываемых фракций, ухудшает качество извлечения вторичных материальных ресурсов и увеличивает массу того, что сожгут или захоронят.